Программа Юные эколята

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Колокольчик»

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий ________
Приказ № 60
от 30.08.2021
Принято: на заседании педагогического совета.
Протокол № 1 от 30 .08.2021 г.

Образовательная программа
дополнительного образования
по экологическому воспитанию
«Юные эколята»
в средней группе
«Теремок»

Составитель: Былинина Ю.И

п.Усть-Уда
2021

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»

В. Сухомлинский.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей
ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к
природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным
содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–
правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с
которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той
или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие
цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно
разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес,
любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на
формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет
бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется
необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение
ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно
для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на
всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная
активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями
в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение
человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает
формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам
более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 78 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны
принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое
стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются
способными использовать простые схематизированные изображения для решения
несложных задач.

1. Данная программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты
экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только
экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития
умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
2. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и
образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только
экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут
вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
3.

Программно - методическое обеспечение.

Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «Юный
эколог» являются Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и
парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».
4. Цель работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания,
способность понимать и любить окружающий мир и природу.
5.Задачи экологического кружка «Юный эколог»:











Подвести к осознанному пониманию ценности природы,что взрослые и дети,
это тоже часть природы;
Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение
оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и
отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Расширить представления детей о многообразии природных явлений,
сезонных изменениях в природе.
Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления
о животных, их детенышах.
Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и
человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение
среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за
комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к
особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
(беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).

6. Основные направления экологического кружка «Юный эколог».
 Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с
компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти
компоненты в игровой занимательной форме.
 Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с
практическими делами (подкормка птиц).
 Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности
(наблюдений, опытов).

Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда
различные
аспекты
его
содержания
основываются
на
принципах:
Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет
возрастных
особенностей
детей.
·
Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций
развивается
в
ходе
общения
в
ходе
деятельности.
·
Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во
всех
направлениях
развития.
·
Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной
деятельности
детей
и
взрослых.
·
Принцип
системности.
Деятельность
планируется
систематически.
·
Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем
серьезными умозаключениями.
7.

Организация деятельности и режим экологического кружка:

Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц во вторую половину дня,
продолжительностью 20 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в
средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей
дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От
рождения до школы» под редакцией Вераксы.

8.Методы, используемые для реализации работы кружка
 Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок
(педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение
дидактических игр
 Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога,
обобщающие рассказы воспитателя
 Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно –
ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение
викторин, конкурсов, тематических вечеров
 Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление
гербария растений; драматизация сказок, отрывков литературных произведений
9.Ожидаемый результат взаимодействия с детьми .
Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способ
безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление
творчества.
В качестве подведения итогов планирую провести развлечение
«В мире природы»
10.Работа с родителями .

Работа кружка малоэффективна, если родители не станут единомышленниками и
помощниками в экологическом воспитании детей.
Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в
семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса
через домашние задания, экскурсии,
праздники, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания.
В течение года запланировано оформить следующие папки-ширмы:
«Осень золотая»
«Овощи богаты витаминами»
«Шесть советов о морозной погоде»
«Весна – красна»
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
«Лето опасное и безопасное»
а также фотовыставку «Четвероногие друзья» и провести конкурс на тему «Осенние
фантазии».
В качестве подведения итогов планируется провести игровые конкурсы, викторины,
развлечения, экологические вечера.
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость,
обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию
эстетического вкуса.
Дошкольник должен знать:








Правила поведения в природе;
Растения и их характерные признаки;
Основные признаки диких и домашних животных;
Виды птиц своей местности;
Несколько явлений о неживой природе;
О перелетных птицах;
Об охране природы.
Дошкольник должен иметь представление:

 О значении природы в жизни человека;
 О последствиях небрежного отношения к природе.
Дошкольник должен уметь:
 Уход за растениями в уголке природы;
 Оказывать помощь окружающей природе(подкормка птиц зимой, уборка мусора на
участке).
Перспективный план экологического кружка «Юный эколог»

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Сентябрь

Октябрь

1.«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей о
осенних садовых цветах:
отличие по внешнему виду.
Уточнить представления
детей о садовых работах
осенью. Активизировать
словарь детей словами,
означающими названия
садовых цветов.

2. «У медведя во бору, грибы ягоды беру…»

Закреплять знания детей о
сезонных изменениях в
природе. Формировать
представления о растениях
леса: грибах и ягодах.
Расширять представления о
пользе природных
витаминов для человека и
животных.

1.«Куда исчезают насекомые?»

Способствовать
формированию общих
представлений о насекомых
(тело состоит из трёх
основных частей – голова,
брюшко, имеют шесть ног);
развитию представлений о
приспосабливаемости
насекомых к сезонным
изменениям; развитию
познавательного интереса к
природе, уметь видеть и
радоваться красоте всего
живущего на земле; учить
детей проявлять заботу о
насекомых, защищать их.

2.Развлечение «Красавица осень»

Ноябрь

1.«Перелетные птицы»

Развлечь детей, закрепить
полученные знания
о сезонных изменениях
осенью.
Формировать желание
играть в подвижные и
дидактические игры.
Активизировать словарь
детей: осенняя пора,
красиво.
Способствовать
обобщению представлений
о птицах в осенний период:
собираются в

стаи, улетают на юг.
Воспитывать
любознательность и
наблюдательность у детей.
Активизировать словарь
детей: перелетные,
юг. Знакомить детей с
зимующими птицами:
воробьи. Активизировать
словарь детей: зимующие,
перелетные.

Декабрь

2. «Как звери готовятся к зиме»

Закрепить названия и
характерные
признаки диких животных,
их среду
обитания. Активизировать
словарь детей: лисенок,
бельчонок, зайчонок,
медвежонок, волчонок.

1.«Волшебная льдинка»
(опыт)

Познакомить детей с
понятием – лёд.
Формировать интерес к
определения
свойств льда с помощью
опытов.
Воспитывать осторожность
на льду.
Активизировать словарь
детей: опасный,
холодный лед.

2. «Елочка-зимняя красавица»

Приобщить к желанию
наслаждаться запахом
хвойного дерева.
Способствовать развитию
умения называть
характерные особенности
строения ели,
признаки, отличающие ее
от других деревьев.
Формированию умения
видеть отличие
игрушечной ели от
настоящей.
Воспитывать бережное и
заботливое
отношение к живой
природе.
Активизировать словарь

детей: красавица,
зеленая.

Январь

Февраль

1.«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать
птиц,
различать их по размеру,
окраске
оперения, издаваемым
звукам. Познакомить с их
названиями, жизненными
трудностями зимой.
Воспитывать желание
подкармливать их,
делать кормушки.
Активизировать словарь
детей: зимующие,
холодно, голодно.

2.«Морозные узоры» (опыт)

Вызывать у детей интерес к
зимним явлениям
природы. Развивать
зрительную
наблюдательность,
способность замечать
необычное в
окружающем мире и
желание отразить
увиденное в своем
творчестве. Развивать
воображение и творчество.
Активизировать словарь
детей: морозные
узоры.

1.«Полезные витамины»

Формировать
представления о том, что в
весеннее время особенно
полезны витаминная пища
(зеленый лук и др.) и
солнце.
Развивать у детей умения
заботиться о
своем здоровье.
Воспитывать чувства
заботы о больном
товарище.
Активизировать словарь
детей: здоровый,
больной.
Вызывать интерес к
выращиванию

Март

Апрель

2. Выращиваем лук на подоконнике(опыт)

огорода на окошке.
Развивать желание
наблюдать за
изменениями в луковицах.
Учить создавать ситуацию
опыта.
Формировать
представления о свойстве
лука и его пользе для
человека зимой.
Активизировать словарь
детей: полезный,
горький.

1.«Птицы прилетели»

Познакомить с первыми
перелетными
птицами – грачами.
Способствовать
обобщению представлений
об изменениях их
поведения – греются на
солнце, на деревьях,
чирикают, гнездуются,
выводят птенцов.
Воспитывать
любознательность,
желание заботиться о
птицах.
Активизировать словарь
детей: перелетные,
чирикают.

2. «Звенит капель. Сосульки» (опыт)

Познакомить с понятием –
капель.
Продолжать учить детей
наблюдать явления
природы: сосульками.
Формировать осторожность
и опасность
около домов.
Активизировать словарь
детей: холодная,
белая, капель.

1.«Здравствуй девица Весна»

Продолжать учить
запоминать названия
весенних месяцев.
Дать представления об
изменениях,
происходящих весной в
природе.

Развивать навыки
элементарной
исследовательской
деятельности, логическое
мышление.
Активизировать словарь
детей: весенняя,
греет.

Май

2. «Первоцветы»

Побуждать детей
радоваться первым в
весенним цветам –
подснежникам.
Продолжать знакомить их с
названиями,
с особенностями строения.
Воспитывать интерес и
любознательность.
Активизировать словарь
детей:
подснежники, нежные.

1.«Что такое гроза, облако и дождь»

Дать понятие об испарении
воды,
образовании облаков.
Познакомить с явлением
весной –
грозой в доступной форме.
Познакомить детей с
правилами
поведения во время грозы.
Активизировать словарь
детей:
страшно, испугались.

2. Итоговое развлечение
«В мире природы»

Развлечь детей.
Формировать
положительные эмоции к
окружающему нас миру, к
природе и
всему живому.
Развивать чувство красоты,
желание
участвовать в конкурсах и
играх со
сказочными героями.

Результаты экологического развития детей предполагается

отслеживать с помощью диагностики два раза в течение учебного года,
основанной на наблюдениях за детьми, заполнив диагностические карты.
За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней
развития детей, ставится соответствующий балл.

Список используемой литературы:
• С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
• С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
• Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск,
«Асвар», 2001.
• Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар»,
2001.
• Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
• Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж.
«Учитель»,2002.
• Интернет ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».