Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида «Колокольчик» УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ________ Приказ № 60 от 30.08.2021 Принято: на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от 30 .08.2021 г. Образовательная программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Юные эколята» в средней группе «Теремок» Составитель: Былинина Ю.И п.Усть-Уда 2021 Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано– правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 78 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. 1. Данная программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 2. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. 3. Программно - методическое обеспечение. Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «Юный эколог» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». 4. Цель работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. 5.Задачи экологического кружка «Юный эколог»: Подвести к осознанному пониманию ценности природы,что взрослые и дети, это тоже часть природы; Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе. Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах. Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут. Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...) Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление). Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе). 6. Основные направления экологического кружка «Юный эколог». Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц). Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов). Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах: Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей. · Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности. · Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития. · Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых. · Принцип системности. Деятельность планируется систематически. · Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями. 7. Организация деятельности и режим экологического кружка: Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц во вторую половину дня, продолжительностью 20 минут. Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы. 8.Методы, используемые для реализации работы кружка Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений; драматизация сказок, отрывков литературных произведений 9.Ожидаемый результат взаимодействия с детьми . Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способ безопасного взаимодействия с растениями и животными) Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам; Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества. В качестве подведения итогов планирую провести развлечение «В мире природы» 10.Работа с родителями . Работа кружка малоэффективна, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии, праздники, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания. В течение года запланировано оформить следующие папки-ширмы: «Осень золотая» «Овощи богаты витаминами» «Шесть советов о морозной погоде» «Весна – красна» «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» «Лето опасное и безопасное» а также фотовыставку «Четвероногие друзья» и провести конкурс на тему «Осенние фантазии». В качестве подведения итогов планируется провести игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера. В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса. Дошкольник должен знать: Правила поведения в природе; Растения и их характерные признаки; Основные признаки диких и домашних животных; Виды птиц своей местности; Несколько явлений о неживой природе; О перелетных птицах; Об охране природы. Дошкольник должен иметь представление: О значении природы в жизни человека; О последствиях небрежного отношения к природе. Дошкольник должен уметь: Уход за растениями в уголке природы; Оказывать помощь окружающей природе(подкормка птиц зимой, уборка мусора на участке). Перспективный план экологического кружка «Юный эколог» МЕСЯЦ ТЕМА ЦЕЛЬ Сентябрь Октябрь 1.«Цветы на участке осенью» Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. 2. «У медведя во бору, грибы ягоды беру…» Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. 1.«Куда исчезают насекомые?» Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. 2.Развлечение «Красавица осень» Ноябрь 1.«Перелетные птицы» Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво. Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей. Активизировать словарь детей: перелетные, юг. Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные. Декабрь 2. «Как звери готовятся к зиме» Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок. 1.«Волшебная льдинка» (опыт) Познакомить детей с понятием – лёд. Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов. Воспитывать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. 2. «Елочка-зимняя красавица» Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев. Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. Активизировать словарь детей: красавица, зеленая. Январь Февраль 1.«Жизнь птиц зимой» Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно. 2.«Морозные узоры» (опыт) Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Активизировать словарь детей: морозные узоры. 1.«Полезные витамины» Формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце. Развивать у детей умения заботиться о своем здоровье. Воспитывать чувства заботы о больном товарище. Активизировать словарь детей: здоровый, больной. Вызывать интерес к выращиванию Март Апрель 2. Выращиваем лук на подоконнике(опыт) огорода на окошке. Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой. Активизировать словарь детей: полезный, горький. 1.«Птицы прилетели» Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов. Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают. 2. «Звенит капель. Сосульки» (опыт) Познакомить с понятием – капель. Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками. Формировать осторожность и опасность около домов. Активизировать словарь детей: холодная, белая, капель. 1.«Здравствуй девица Весна» Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев. Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Активизировать словарь детей: весенняя, греет. Май 2. «Первоцветы» Побуждать детей радоваться первым в весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Воспитывать интерес и любознательность. Активизировать словарь детей: подснежники, нежные. 1.«Что такое гроза, облако и дождь» Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Активизировать словарь детей: страшно, испугались. 2. Итоговое развлечение «В мире природы» Развлечь детей. Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями. Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью диагностики два раза в течение учебного года, основанной на наблюдениях за детьми, заполнив диагностические карты. За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития детей, ставится соответствующий балл. Список используемой литературы: • С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010. • С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998 • Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001. • Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001. • Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002. • Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж. «Учитель»,2002. • Интернет ресурсы